Минцифры РФ совместно с правоохранительными органами и ЦБ разработало пакет законопроектов, направленных на защиту граждан от мошеннических схем с использованием информационных технологий. Об этом сообщили журналистам в аппарате вице-премьера – руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Григоренко.
«По поручению правительства Минцифры России совместно с правоохранительными органами и Банком России разработало пакет законопроектов, направленных на защиту граждан от мошеннических схем с использованием информационных технологий. Это комплексный план действий, который охватывает все наиболее распространенные уловки кибермошенников», – рассказали в аппарате вице-премьера.
Как отметил сам Григоренко, были проанализированы наиболее распространенные мошеннические схемы, включая обман через звонки и сообщения, взломы личных кабинетов и оформление кредитов на чужие паспорта и на основе этого анализа были разработаны меры. «В результате гражданам станет доступен широкий набор инструментов, который поможет им обезопасить себя от телефонного и интернет-мошенничества», – добавил вице-премьер.
Новые меры
Пакет законопроектов включает около 30 мер. Например, граждане смогут удаленно запретить оформление кредитов и займов онлайн на свое имя через «Госуслуги» или банковские приложения. Снять это ограничение можно будет при личном посещении МФЦ или отделения банка.
Кроме того, кредитные организации будут обязаны проводить более тщательную проверку заемщиков, включая анализ кредитной истории, банковского счета, на который планируется перевод денежных средств, и запрет на перечисление микрозаймов на счета третьих лиц. Если человек сменил свои учетные данные или произошла утечка его персональных данных, будет срабатывать временная "заморозка" на выдачу займов онлайн, то есть какое-то время оформить кредит будет невозможно, добавили в аппарате Григоренко.
Также закрепляется возможность онлайн-обмена информацией между госорганами, банками и цифровыми платформами. Автоматический мониторинг позволит практически моментально выявлять подозрительные действия, блокировать их и уведомлять правоохранительные органы о потенциальных преступлениях.
Вводятся новые обязательные правила по идентификации и проверке личности пользователей, а также обязательная маркировка звонков. Теперь на экране телефона пользователя будет отображаться название организации и человек, что позволит понять, звонит ли ему банк или мошенник.
Также планируется запретить госорганам, банкам и операторам связи общаться с клиентами через мессенджеры, что поможет людям сразу распознавать мошенничество. «Граждане будут понимать, что все официальные уведомления могут приходить только через проверенные каналы связи», – заключили в аппарате вице-премьера.
«Цифровизация делает нашу жизнь удобнее, предоставляя доступ к услугам и возможностям в одно касание, но вместе с этим открывает новые горизонты для рисков, требующие защиты от современных угроз. Планируемые меры имеют высокий потенциал и должны создать дополнительные барьеры для мошенников, затрудняя их деятельность. Тем не менее, борьба с мошенничеством – это процесс, который требует постоянного обновления и адаптации законодательства. Важно, чтобы принимаемые меры были не только достаточно жесткими, но и способными быстро реагировать на изменения в тактике мошенников. Для успешной реализации предлагаемых мер дополнительным подспорьем должно стать тесное взаимодействие между государственными структурами, финансовыми институтами и гражданами», – говорит Константин Раев, руководитель проекта «Цифровая кафедра» Президентской академии.
«Меры, которые сегодня апробируются в Минцифре, очевидно, позволят более системно бороться с киберпреступностью и синхронизируют действия сразу нескольких ведомств. Мошенники давно не работают в одиночку, часто – это хорошо организованные преступные сообщества, которые используют цифровые технологии, нейросети и психологию. Предложенные решения – комплексный шаг для противостояния таким аферистам. Важно, чтобы финансовые институты, правоохранительные органы и общественность продолжали работу “по всем фронтам”, еще активнее информировали людей о доступных способах защитить себя от телефонных или интернет-мошенников, работали над повышением финансовой культуры населения», – отметила Елена Гончарова, директор Липецкого филиала Президентской академии.