3,7 трлн рублей будет направлено на поддержку системы высшего образования до 2030 года.
Об этом заместитель министра финансов РФ Павел Кадочников рассказал на II Всероссийском форуме руководителей финансово-экономических служб образовательных организаций высшего образования.
«C 2025 года запускаются новые национальные проекты, и задачи по развитию системы высшего образования будут решаться в их рамках, в первую очередь, в рамках нацпроекта “Молодежь и дети”. Это означает, что результаты работы по развитию инфраструктуры вузов, укреплению их организационно-финансовых возможностей будут оцениваться по тому, как они влияют на развитие молодежи», – отметил он.
По мнению замминистра, вузам также необходимо будет активно участвовать в реализации национальных проектов технологического лидерства, «Кадры» и «Семья».
«Нацпроект “Кадры” ставит перед учебными заведениями сложную задачу – обеспечивать рынок труда кадрами по востребованным в будущем профессиям. Именно работа выпускников по специальности будет означать, что бюджетные средства, выделенные на подготовку студентов, были использованы с нужным результатом», – сказал Павел Кадочников.
«Значительную долю средств предполагается потратить на строительство и ввод в эксплуатацию ряда университетских кампусов. Кроме того, активно проводится и будет проводиться оснащение оборудованием вузов новых регионов Российской Федерации. Предусмотрены дополнительные расходы на оплату труда преподавателей фундаментальных дисциплин и на индексацию заработной платы преподавателей вузов. Мне бы хотелось отметить, что сегодня особенно остро требуются специалисты инженерных профессий. При этом ряд представителей министерства обращают внимание на необходимость лучшей подготовки выпускников школ по дисциплинам естественно-научного цикла, выпускники бывают не в состоянии осваивать образовательную программу вуза. Было бы очень правильно, чтобы часть данных средств была направлена на восстановление при вузах кружков технического творчества для детей старшего школьного возраста, которые могли бы вести студенты и аспиранты вузов, на личном примере вовлекая детей в науку и производство. Необходимо, чтобы дети были шире вовлечены в процессы разработки современных наукоемких технологий, не только путем популяризации лекций ведущих ученых, но и с помощью практической деятельности под руководством молодых ученых, студентов и аспирантов», – говорит Борис Илюхин, с.н.с. Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии.
«Сейчас качество образования зависит не только и не столько от материально-технического обеспечения и инфраструктуры учебного заведения, сколько от кадров. Роль человеческого капитала возрастает. Отсюда возникает логичный вопрос: где взять кадры? Ответ очевиден: вырастить их самим. Ведь студенты – наше будущее, будущее нашей страны. В связи с этим, лично мне видится необходимость вложения средств в развитие воспитательного компонента в образовательном процессе, чтобы студенты понимали цели и задачи нашего государства, оказывали воздействие на его развитие», – рассуждает Наиля Аскарова, директор Казанского филиала Президентской академии.
«Несмотря на изменение приоритетов в распределении бюджетных средств на период 2025-2027 гг., финансовое обеспечение развития системы высшего образования за счет бюджетных источников стабильно растет. Так, на государственное задание и основные проекты по развитию высшего образования в 2025-2030 гг. будет направлено около 3,7 трлн рублей. В 2024 году завершается реализация национального проекта “Наука и университеты” и продолжится реализация программы “Приоритет-2030”, цель которой к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. В новом шестилетнем цикле дополнительные ресурсы выделяются на реализацию национальных проектов технологического лидерства, в которых вузы примут самое активное участие. Бюджетные ресурсы следует направить, прежде всего, на грантовую поддержку ведущих научных школ и молодых ученых, на обучение в российских вузах талантливых студентов, в том числе и иностранных, развитие научно-технических библиотек», – отмечает Николай Головецкий, декан факультета экономики и менеджмента Московского областного филиала Президентской академии.