Следующий год будет посвящен активным действиям по переходу на новую модель образования, сообщил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на совещании с ректорами российских университетов, посвященном предварительным итогам 2024 года и планам на 2025 год.
«Это эволюционный процесс, связанный с совершенствованием системы. Среди принципов работы, которые будут заложены в новую модель, – усиление фундаментальных начал и качественная практикоориентированность», – приводит его слова пресс-служба министерства.
Фальков также отметил, что после завершения 2024-2025 учебного года в 50 вузах будут внимательно проанализированы итоги пилотного проекта по повышению качества преподавания фундаментальных дисциплин. По его словам, в дальнейшем успешный опыт этих вузов планируется распространять на все остальные университеты.
Также в своем докладе министр сообщил, что на 2025 год по сравнению с 2024-м сохраняется и даже увеличивается выделяемое университетам количество бюджетных мест на приоритетные направления, в рамках которых готовят инженерно-технические, педагогические и медицинские кадры. «Отдельно Валерий Фальков поблагодарил университеты за хорошую организацию приемной кампании для участников СВО и членов их семей», – говорится в сообщении пресс-службы.
В мае 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в России в 2023-2026 учебных годах в МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургском горном университете, Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта и Томском государственном университете. В новой системе устанавливается базовое и специализированное высшее образование, а также профессиональное – аспирантура. Под специализированной подготовкой понимается магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка. Сроки обучения на разных уровнях составляют: в базовом высшем – от 4 до 6 лет, в магистратуре – от 1 до 3 лет. Фальков отмечал, что базовое высшее образование будет считаться полноценным, и с этим дипломом выпускник сможет работать.
«Вузы должны хорошо учить и отвечать на запросы рынка труда и самой молодежи. Но это не должно быть ситуативным реагированием, меры должны быть очень хорошо обдуманы. Важно понимать, что такое современное образование, чему оно служит в долгосрочной перспективе, и сочетание каких знаний, умений и навыков важно вырабатывать у современной молодежи», – подчеркивает Татьяна Клячко, Директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской Академии.
«В контексте существенного дефицита кадров на рынке труда, основной задачей новой системы высшего образования является обеспечение качественной подготовки высококвалифицированных кадров, как под текущие потребности, так и под перспективные запросы рынка труда.
Важными нововведениями становятся: гибкие сроки обучения, которые устанавливаются с учетом требований работодателя и присваиваемой квалификации; увеличение объема и качества практической подготовки студентов, получение первичного профессионального опыта еще в процессе обучения; обеспечение ускоренного выхода на рынок труда квалифицированных кадров, в т.ч. через введение механизма дополнительных квалификаций, интеграции с системой независимой оценки квалификаций; а также привлечение работодателей на различных этапах проектирования, реализации и оценки образовательных программ», – рассказывает Виктория Прудникова, директор Самарского филиала Президентской академии.