20 ноября состоялось заседание Антимонопольного клуба под эгидой журнала «Конкуренция и право», посвященное цифровым антимонопольным нарушениям, в котором приняли участие заведующий кафедрой конкурентного права ИПиНБ РАНХиГС Андрей Тенишев и доцент кафедры Антон Тесленко.
В ходе Заседания эксперты обсудили нарушения антимонопольного законодательства и методы борьбы с ними. С цифровизацией экономических процессов трансформируются и способы совершения антимонопольных нарушений. Все чаще антиконкуретные соглашения, незаконная координация экономической деятельности реализуются с помощью высоких технологий: специальных роботов, ценовых алгоритмов и других программных модулей. Но это не весь арсенал нарушителей.
В ходе выступления Андрей Тенишев подчеркнул, что пока сущность антимонопольных правонарушений не меняется, меняются способы их совершения и оставляемые в объективном мире следы. «Вчера лицо, участвуя в торгах и вступая в картельный сговор, устанавливало соответствующие настройки вручную, сегодня – при помощи специальных компьютерных программ. Но, в ближайшем будущем нам надо всерьёз задуматься над тем, что в современном стремительно меняющемся мире определение картеля не может оставаться догмой и вполне возможно, что завтра картель с целью искусственного формирования потребительского спроса или незаконного обмена большими данными будет так же опасен для экономики как ценовой сговор и потребует запрета».
По его словам, пока рано утверждать, что общественная опасность цифровых антимонопольных нарушений выше, чем нецифровых. «Мы изучаем это явление. Хотя нельзя отрицать, что компьютеризированная форма упрощает процесс их совершения. А некоторые из них становятся возможны только с помощью «цифры»», – добавил он.
«Пока ФАС России не собирается вносить поправку в КоАП РФ, рассматривающую совершение антимонопольного нарушения с помощью цифровой программы как отягчающее обстоятельство в силу большей общественной опасности. Прежде , чем регулировать , надо тщательно изучить это явление. Пока у нас недостаточно практики. А повышенная общественная опасность таких деяний учитывается существующими оборотными штрафами. При помощи цифровых инструментов картель достиг большего успеха и получил больший доход, соответственно оборотного штрафа, будет намного выше, – пояснил А. Тенишев и добавил: – Что касается изначально вредоносных для конкуренции цифровых программ, то на этот общественно опасный инструмент нужно устанавливать запрет в антимонопольном законодательстве и за введение в оборот и использование таких программ следует наказывать».
Доцент кафедры конкурентного права Антон Тесленко подробно рассказал об общей концепции работы «Большого цифрового кота» – автоматизированной программы по выявлению и доказыванию картелей. В качестве одного из главных направлений работы регулятора он назвал расширение перечня информации, используемой для анализа и при формировании доказательной базы, и имеющихся баз данных.
С точки зрения раскрытия цифровых нарушений по-прежнему остро стоит вопрос о том, можно ли использовать сведения, которые законодательство сегодня относит к тайне связи. «Необходимо разграничивать „чувствительную“ информацию, подлежащую охране со стороны государства, например личная переписка между гражданами, и иную информацию, не относящуюся к таковой, например деловая переписка между хозяйствующими субъектами, а тем более автоматическая переписка роботов», – считает А. Тесленко.
А. Тенишев добавил, что в отличие от зарубежных коллег, перед «Большим цифровым котом» ставится задача не только скрининга, но и сбора, фиксации и анализа доказательств. «Мы понимаем, что за каждой компьютерной программой стоит человек и традиционные методы доказывания останутся прежними. Необходимо научное осмысление того, в каких случаях доказательства будет добывать человек, а в каких компьютерная программа и я думаю, нам всерьез надо задуматься над созданием такого научного направления как антимонопольная криминалистика », – заключил он.
Борьба с антиконкурентными соглашениями в цифровую эпоху
Поздравляем с успешным выступлением!